- 1 место. Курс «Системное мышление для решения бизнес‑задач» — Нетология
- 2 место. Курс «Системное мышление» — Практики управления
- 3 место.Курс «Системное мышление» — Центр НЛП в Образовании
- Курс «Системное мышление» — Академия Системного Мышления
- Курс «Системное саморазвитие» — Школа Системного Менеджмента
- Курс «Системное мышление» — Coursera
- Курс «Системное мышление» — MBS
- Курс «Системное мышление» — АНО «еНано»
- Курс «Системное и статистическое мышление» — Pine Digital
- Курс «Системное мышление» — Udemy
- Курс «Системное и критическое мышление в бизнесе» — Открытое образование
- Курс «Системное мышление» — ИП Ефименко Э. И.
Подборка бесплатных и платных онлайн-курсов по системному мышлению для начинающих с нуля и продвинутых.
Курс будет полезен всем, кто интересуется вопросами повышения эффективности управления процессами и командами
- Собственникам и топ-менеджерам компаний
- Аккаунт-менеджерам и руководителям проектов
- Руководителям подразделений
- Всем, кто ищет способы повышения личной продуктивности.
Благодаря системному подходу вы сможете:
- Избавиться от регламентов, которые только тормозят рабочие и бизнес-процессы
- Сделать бизнес-процессы такими, как вы их задумывали, и научить команды понимать друг друга
- Внедрить такие процедуры, следовать которым проще, чем решать вопросы неофициально
- Сдвинуть с мёртвой точки проекты, которые застопорились несмотря на большие вложенные ресурсы
- Позволить менеджерам вашей компании сфокусироваться на решении стратегических задач
- Принимать стратегические решения на основе методологий системного мышления.
Программа курса:
- Принципы и понятия системного мышления
Узнаете важнейшие идеи системного мышления. Поймёте, как применять его в бизнесе и в жизни.
- Понятие обратной связи
- Эмерджентность
- Временной лаг
- Перспективы
- Барьеры для системного мышления
- Применение для целеполагания.
- Ментальные модели
Узнаете, что такое ментальные модели и как они влияют на принятие решений и действия. Поймёте, какие ментальные модели помогают думать системно, а какие тормозят этот процесс.
- Причина и следствие
- Системы смысла
- Системы процесса
- Системы контекста
- Системы взаимоотношений
- Регрессия
- Уточнение ментальных моделей.
- Влияние на систему и её элементы
Узнаете, как анализировать систему: выявлять её части, находить взаимосвязи между элементами. Сможете определять степень влияния элементов друга на друга и на систему в целом.
- Системный консалтинг
- Системы власти
- Комплексные адаптивные системы
- Коммуникативные системы.
- Генеративное обучение
Поймёте, как изучать сложные системы. Узнаете, как правильно использовать обратную связь для воздействия на ментальные модели. Сможете измерять обратную связь и правильно реагировать, чтобы вовремя воздействовать на рычаги давления и не упустить свой шанс.
- Комплексность
- Бизнес как комплексная система
- Решение задач с помощью метода левой колонки
- Поиск рычагов давления в системе.
- Использование системных архетипов
Поймёте, почему события в системе происходят определённым образом. Изучите модели поведения системы, круги причинности. Научитесь определять системные архетипы и обнаруживать рычаги, позволяющие эффективно вносить изменения в систему.
- Определение системных архетипов
- Пределы роста
- Неработающее решение
- Монополистическая модель
- Разработка методов лечения и исправления неработающих моделей.
- Проведение системного аудита
Узнаете, как провести аудит текущей системы и найти в ней узкие места. Поймёте, как на них воздействовать и интерпретировать результаты.
- Понятие системного аудита
- Алгоритм системного аудита
- Интерпретация результатов системного аудита
- Подготовка к индивидуальному системному аудиту.
- Итоговый проект. Проведение аудита системы
Создадите проект — аудит выбранной бизнес-системы. Сможете проанализировать текущую систему в своей компании и получить рекомендации по её улучшению.
Что вы и ваши коллеги получите в результате?
- Вы получите работающие инструменты для проведения системного анализа.
- Вы научитесь комплексно решать задачи и проблемы.
- Вы научитесь анализировать причины сопротивления сотрудников при реализации выбранных решений.
Варианты обучения:
- Очный формат
Классический тренинговый формат
Максимальная проработка навыка
- Продолжительность 1-2 дня
- Кол-во участников 10-18 человек.
- Электронный курс
Слайдовый курс в формате «электронный тренинг». Максимальная оптимизация затрат
- Продолжительность до 45 мин
- Кол-во участников от 50 человек.
- Blended learning
Сочетание разных форматов
Максимальная гарантия внедрения навыка
- Продолжительность от 1 дня
- Кол-во участников от 15 человек.
Структура курса:
- Что представляет собой система?
- Как сформулировать проблему и зачем вообще тратить на это время?
- В какие ловушки мышления можно попасться, пытаясь найти решение?
- Как найти корень проблемы?
- В какие ловушки мышления можно попасться, пытаясь найти решение?
- В какие ловушки мышления можно попасться, пытаясь найти решение?
Этот тренинг содержит эксклюзивные инструменты, выявленные с помощью специальных методик моделирования в крупнейших компаниях у собственников и лучших топ-менеджеров. Таким образом, образовательные программы представляют уникальный продукт как с точки зрения содержания, так и методики обучения.
- 5 занятий
- 10 дней
- 90 ак. часов практики.
Содержание:
1 модуль
- Предпосылки к развитию системного мышление: кому это нужно и зачем?
- Виды мышления. Развитие мышления.
- Системы и их свойства. Базовые понятия системного мышления.
- Развитие системного подхода к восприятию мира.
- Контринтуитивность – что это и как с этим жить?
- Принципы системного мышления.
- Варианты применения системного подхода и контринтуитивности на практике.
2 модуль
- Ключевые умения и навыки системного мышления.
- Структурное мышление. Управлять можно только тем, структуру чего мы знаем
- Выявление скрытых элементов и связей в системах на примере решения эвристических задач.
- Развитие системного подхода к восприятию мира.
- Алгоритм решения эвристических (жизненных) задач.
- Интеграция на практике навыков решения эвристических задач и построения структурных графов.
3 модуль
- «Жизнь» систем: формирование, изменение и развитие.
- Теория самоорганизации систем.
- Развитие систем через управление противоречиями. Кризис системы.
- Контурное мышление.
- Системный граф — ключевой способ визуализации и анализа взаимосвязи элементов в комплексных системах.
4 модуль
- Задержка обратной связи во времени и точность ее определения.
- Системные архетипы — базовые архетипические сценарии негативных изменений в системах.
- Системный рефрейминг как инструмент выхода из кризисных ситуаций.
- Виды системных архетипов: «Снежный ком»; «Самореализующееся пророчество».
5 модуль
- Виды системных архетипов (продолжение): «Пределы роста»; «Огранечение успехом»; «Дрейф целей»; «Краткосрочные решения».
- Интеграция всех моделей и навыков системного мышления.
- Подведение итогов всей программы обучения.
Разбираемые темы:
- Системы…они повсюду!
Учимся видеть системы, стейкхолдеров и их требования. - Лечим или калечим?..
Видим узкие места вместо виноватых - Долой розовые очки
Определяем реальные роли элементов в системе - Контринтуитивные системы
Учимся смотреть на все через петли обратной связи - Что-то мне нехорошо, мистер
Находим порочные петли вокруг, подбираем корректоры - Да не бомбит меня! Найти противоречие
Варианты выходов из противоречий и выгораний - С-стабильность
Как мы имеем то, что имеем и что с этим всем делать - Карта — не территория. Ценность — не продукт
Выделяем ключевые «баги», влияющие на восприятие - Реагировать нельзя стоять. Выбираем
Формальный и контекстуальный подход к работе - Тем, кто стоит до конца, посвящается…
Форма как инструмент кардинальных изменений - Видеть лес за деревьями. Синтез
Сводим все воедино и формируем алгоритм решения проблемы - One more thing..
Скрытая тема и план дальнейшей работы.
Курс проводится в форме тренинга, включающего 12 групповых занятий с преподавателем.
Что вы получите:
помимо умения системно описывать своё личное развитие
- Мастерство
умение учиться с удовольствием, исполняя роль ученика и осознанно управляя своей образовательной траекторией. - Кругозор
замечать и понимать чужую «картину мира» — вы сможете быть заметным за счет силы интеллекта, целостности и широты взглядов. - Уверенность
соединение будущего с настоящим, снижение стресса, умение жить интересно и продуктивно инвестировать время.
Содержание:
- Физический мир и ментальное пространство
- Что такое ментальное пространство
- Теория, модели и описания реальности
- Школа жизни и личные системы
- Трансдисциплина и метод
- Мастерство и знания
- Социальная среда
- Плюсы и минусы прогресса
- Мышление и интеллект
- Обучение и время
- Обучение и образование
- Жизенное мастерство
- Человек как платформа
- Собранность, мыслительное и прикладное мастерство
- Модели обучения
- Время
- Инвестирование времени
- Осознанное времяпрепровождение
- Продление жизни
- Управление вниманием
- Психология и системное мышление
- Уровни внимания
- Модель сознания на 4 уровнях
- Психика киберличности
- Экзокортекс на 4 уровнях сознания
- Осознанность
- Неудовлетворенность и собранность
- Психология о неудовлетворенностях: почему люди начинают действовать
- Ощущения и эмоции по поводу неудовлётворённостей
- Работа с неудовлетворенностями и чувствами
- Неудовлетворенности и роли
- Собранность и принципы выбора личных психопрактик
- Роль
- Что такое роль?
- Ролевые интересы
- Удовлетворение ролевых интересов и личных неудовлётворённостей
- Кто «Я»?
- Действия по роли: практика
- Стадии и практики жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля
- Личные роли
- Должность и роль
- Карьера: профессиональный и должностной рост
- Роль как функциональный объект
- Ролевое мастерство
- Что такое ролевое мастерство
- Практики ролевого мастерства
- Выявление ролей
- Вход и выход из роли
- Самоконтроль: ролевая осознанность
- Деятельностный кругозор
- Постановка ролевого мастерства
- Какое у вас ролевое мастерство?
- Что такое системное мышление
- Что такое «системное мышление»?
- Зачем нужно системное мышление
- Системное мышление и мыслительное мастерство
- Системное мышление как трансдисциплина
- Понятия системного мышления
- Что значит поставленное системное мышление
- Этапы развития мастерства системного мышления
- Система
- Понятие «система»: системный подход 1.0
- Воплощение, описание и документация системы
- Системный подход 2.0
- Виды систем
- Система и проект
- Системное описание
- Человек в системном рассмотрении
- Системные навыки
- Системное предпринимательство
- Что такое предпринимательство
- Роль «предприниматель»
- Пререквезит или что дополнительно важно знать, чтобы быть предпринимателем
- Возможности
- Предпринимательские практики
- Стратегия и стратегирование
- Предпринимательство в личных проектах
- Системный менеджмент
- Менеджерская область интересов
- Роль менеджера
- Практики и рабочие продукты менеджера
- Связь менеджмента и инженерии
- Операционный менеджмент
- Совершенствование и развитие
- Этика, сострадание и ответственность
- Зачем нужна этика
- Этика и мораль: примеры
- Этика и неудовлетворенности
- Успешная система и этика
- Кругозор по этике
- Сострадание: почему важно?
- Ответственность или «шкура на кону»: плохо или хорошо?
- Как стать этичным, правильно ставить шкуру на кон и иметь сострадание
- Личное стратегирование
- Жизнь человека как система
- Потребности и требования системы «Деятель»
- Мечта и цель
- Счастье и успех
- Архитектура деятеля
- Интересный, счастливый и успешный человек
- Стадии и вид жизненного цикла системы «Деятель»
- Проект саморазвития
- Программа усиления интеллекта в Школе системного менеджмента.
Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта (в том числе, для сложных случаев сервиса и программного обеспечения), различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации междисциплинарных предпринимательских, инженерных и менеджерских работ для сложных проектов.
Вы узнаете:
- О различиях потребностей, требований и ограничений
- О представлении деятельности в виде набора практик
- Об архитектуре системы
- Как пользоваться системной схемой проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда) для уменьшения проектных рисков
- Как отличать важные решения от менее важных
- Как бороться со сложностью в самых разных проектах
- Как определить свою систему среди чужих
- Как объединять в мышлении продукт и деятельность по его созданию
- Какие бывают виды жизненного цикла
- Как объединить деятельности техпредпринимателя, инженера, менеджера.
Программа курса:
- Как научиться системному мышлению
- Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы
- Системная холархия
- Целевая и использующая системы
- Определение и описание системы
- Понятие жизненного цикла
- Вид жизненного цикла
- Системная схема проекта.
В результате обучения вы:
- узнаете о видах мышления и за какое направление отвечает каждый из них
- познакомитесь с принципами системного мышления в разных сферах жизни
- определите виды обратной связи в различных системах
- научитесь быстро собирать, запоминать и анализировать информацию
- повысите дедуктивные и индуктивные способности
- узнаете о моделях принятия решений и сможете выбирать механизм реагирования
- станете грамотно распределять интеллектуальные ресурсы при решении бизнес-задач
- структурируете личные проблемы и установите связи между ними
- раскроете механизм формирования идей
- сможете повысить качество своей жизни.
Программа курса:
2 дня (8 академических часов)
День 1
- Мышление как основной механизм человеческой психики
- Виды и результаты мышления
- Эффективное и неэффективное мышление
- Системное мышление и его ключевые характеристики
- Что такое системное мышление
- Примеры системного мышления в бизнесе, науке, саморазвитии и других сферах жизни
- Обратная связь, виды обратной связи в системах
День 2
- Механизмы принятия решений и выбор стратегии реагирования с точки зрения психологии
- Принятие решений: типы, структура решений
- Сбор и анализ информации для принятия решений
- Эффективные техники и инструменты анализа и принятия решений
- Совмещение творчества с построением карьеры
- Методы генерации идей и техники психической активации
- Практическое приложение творческих способностей
- Практикумы:
- Упражнение «Персональный SWOT-анализ»
- Упражнение «Построение диаграммы Исикавы»
- Упражнение «Составление ментальной карты»
- Упражнение «Морфологический ящик»
- Практикум-кейс «Мозговой штурм на применение и поиск идеи».
Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта, различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации работ для сложных проектов.
В ходе обучения у слушателей будут сформированы следующие специальные цифровые навыки:
- Понимание закономерностей использования практик моделеориентированной системной инженерии, цифровых системных моделей и инструментов их формирования
- Начальные знания моделирования жизненного цикла продукта в системах PLM (product lifecycle management)
- Представление о работе в специализированном программном обеспечении по разработке требований, архитектуры и управления жизненным циклом системы.
Программа курса:
- Как научиться системному мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Наш вариант системного подхода из системной инженерии
- Трудность освоения системного мышления
- Отношение к терминологии: множественность терминов
- Замечания по решению задач
- Терминология
- О мышлении.
- Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы
- Воплощение системы, 4D экстенсионализм
- 4D объекты и их описания
- «Дырки», процессы
- Процессы как 4D объекты
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Сервисы и компьютерные программы
- Системный подход 2.0, понятие стейкхолдера
- Стейкхолдер — функциональный объект
- Основные ошибки в определении стейкхолдеров
- Стейкхолдеры
- Интересы
- Стейкхолдеры и интересы
- Воплощение системы, стейкхолдеры.
- Системная холархия
- Что считать системой
- Холархия
- Эмерджентность
- Холархия и эмерджентность
- Пять видов систем
- Использующая система
- Примеры видов систем
- Люди в системах
- Целевая система и соотношение систем
- Потребности, требования, ограничения
- Системы систем
- Сложностность
- Системная холархия.
- Целевая и использующая системы
- Выбор целевой системы
- Основные признаки целевой системы
- Ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Признаки использующей системы
- Обеспечивающая система
- Целевая и использующая системы. Итоги
- Целевая и использующая система.
- Определение и описание системы
- Базовые структуры определения системы
- Совмещение логической и физической структур
- Примеры компонент и модулей. Размещения и гибридные описания
- Компоненты, модули, размещения
- Альфа и рабочие продукты
- Рабочие продукты
- Описание систем: субъективно и требует метода
- Описания и интересы
- Мультимодель и мегамодель
- Множественность описаний. Модель и мета-модель
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Требования и рабочие продукты
- Проверка и приёмка
- Архитектура
- Конфигурация
- Определение и описание системы.
- Понятие жизненного цикла
- Жизненный цикл 1.0
- Жизненный цикл
- Жизненный цикл 2.0
- Практика=дисциплина+технология
- Практики
- Дисциплины и технологии
- Интересы инженера, исследователя и менеджера
- Методы и методологии
- Понятие жизненного цикла.
- Вид жизненного цикла
- V-диаграмма и её примеры
- Водопад против спирали
- Вид жизненного цикла
- Системные уровни и жизненный цикл
- За пределами жизненного цикла
- Вид жизненного цикла.
- Системная схема проекта
- Системная схема проекта
- Область интересов, основные альфы
- Альфы — общий объект отслеживания
- Роли и их ведущие альфы
- За чем следить в проекте
- Отслеживание альф, адаптация Essence, подальфы
- Игры со схемой проекта
- Полный жизненный цикл системы и проекта
- Заключительные замечания курса
- Системная схема проекта и основной.
Данный модуль посвящен элементам статистического и системного мышления лидеров и его команды.
Что я буду изучать?
- Процесс
- SIPOC
- Цикл Деминга
- Феномен бункерного мышления
- Системный подход
- Системное мышление
- Графические данные
- Подводные камни при статистическом анализе
- Источники вариации (особая и обычная причина)
- Воронка Деминга
- Немного о статистике — нормальное распределение данных, определение 6 Сигм
- Вопросы, которые должны задать менеджеры, прежде чем проводить анализ
- Практическое задание
- Тест.
Темы:
Неделя 1
- Системное мышление
- Практическое задание
- Тест.
Неделя 2
- Статистическое мышление
- Практическое задание
- Тест.
Чему вы научитесь:
- Базовые понятия системного подхода версии 3.0
- Основные положения системного мышления.
Материалы курса:
3 разделов, 17 лекций
- Введение в основы системного мышления
- Приглашение на обучение. Демонстрация методики.
- Введение
- Определения и их место в системном мышлении
- Терминология системного подхода.
- Основные понятия и навыки системного мышления
- Основные понятия системного подхода
- Навыки перехода на управление вниманием, проблемой, метапозицией в деятельности.
- Физическое воплощение и описание системы
- Роли, позиции в системном мышлении
- Системные уровни
- Целевая система и сущность системного мышления
- Уровни системного мышления о жизненных циклах
- Как составляется системная схема проекта.
- Личное стратегирование
- Как запустить системное мышление
- Интеграция системного мышления в прикладное мышление
- Как практически использовать системное мышление на примере конкретных систем
- Что такое личная система. Как структурировать свой мир системно.
- Как практиковать системное мышление.
Цель курса – получить и отработать навыки по системному и критическому мышлению.
Курс оснащен видеолекциями, презентационным материалом, онлайн тестами.
Программа курса:
- «Введение в тему»
- «Основы системного мышления»
- «Анализ системы»
- «Инструменты для бизнес — анализа»
- «Проектирование и принятие решений»
- «Оценка эффективности принятого решения»
- «Понятие критического мышления»
- «Формирование навыка умозаключений»
- «Применение системного мышления в бизнес-планировании»
- «Разбор бизнес кейса».
Результаты обучения:
- Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
- Способность организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
- Способность определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
- 12 тем, 125 уроков
- 10 часов в неделю
- 12 недель на обучение.
После окончания курса у вас появится:
- Ясность в стратегии личного развития, которая позволит не только стать востребованным специалистом, но и счастливым и успешным деятелем, меняющим мир к лучшему.
- Уверенность в собственных силах, новые интересы и кругозор для бесконечного развития.
- По итогам курса вы сможете системно формировать и управлять личной образовательной траекторией в течение жизни, используя при этом единую понятийную базу для разных рабочих практик или досуговых активностей.
Программа курса:
- Физический и абстрактный миры
- Что такое абстрактный мир
- Теория, модели и описания реальности
- Школа жизни и личные системы
- Трансдисциплина и метод
- Мастерство и знания
- Социальная среда
- Плюсы и минусы прогресса
- Мышление и интеллект
- Выводы
- Домашнее задание.
- Обучение и время
- Обучение и образование
- Жизненное мастерство
- Человек как платформа
- Мыслительное и прикладное мастерство
- Модели обучения
- Время
- Инвестирование времени
- Осознанное времяпрепровождение
- Продление жизни
- Выводы
- Домашнее задание.
- Управление вниманием
- Психология и системное мышление
- Уровни внимания
- Модель сознания на 4 уровнях
- Психика киберличности
- Экзокортекс на 4 уровнях сознания
- Осознанность
- Выводы
- Домашнее задание.
- Неудовлетворенность и собранность
- Психология о неудовлетворенностях
- Ощущения и эмоции
- Работа с неудовлетворенностями и эмоциями
- Неудовлетворенности и роли
- Принципы выбора личных психопрактик
- Выводы
- Домашнее задание.
- Роль
- Что такое роль?
- Ролевые интересы
- Удовлетворение ролевых интересов
- Кто «Я»?
- Действия по роли: практика
- Жизнедеятельность развивающегося деятеля
- Личные роли
- Должность, звание и квалификация
- Карьера
- Роль как функциональный объект
- Выводы
- Домашнее задание.
- Ролевое мастерство
- Что такое ролевое мастерство
- Практики ролевого мастерства
- Выявление ролей
- Вход и выход из роли
- Самоконтроль: ролевая осознанность
- Деятельностный кругозор
- Окружение ролевого мастерства
- Какое у вас ролевое мастерство?
- Выводы
- Домашнее задание.
- Что такое системное мышление
- Что такое «системное мышление»?
- Зачем нужно системное мышление
- Мыслительное мастерство
- Системное мышление как трансдисциплина
- Понятия системного мышления
- Поставленное системное мышление
- Развитие мастерства системного мышления
- Выводы
- Домашнее задание.
- Система
- Понятие «система»: системный подход 1.0
- Воплощение и документация системы
- Системный подход 2.0
- Виды систем
- Система и проект
- Системное описание
- Человек в системном рассмотрении
- Системные навыки
- Выводы
- Домашнее задание.
- Предпринимательство в области систем
- Поиск возможностей
- Предпринимательство как возможности
- Отбор возможностей
- Требования к архитектуре системы
- Проверка возможностей
- Выводы
- Домашнее задание.
- Менеджмент в области личных систем
- Архитектура системы обеспечения
- Реализация возможностей
- Планирование работ
- Реализация работ
- Саморазвитие и изменение практик
- Выводы
- Домашнее задание.
- Этика, сострадание и ответственность
- Зачем нужна этика
- Этика и мораль: примеры
- Этика и неудовлетворенности
- Успешная система и этика
- Кругозор по этике
- Сострадание: почему важно?
- «Шкура на кону»: плохо или хорошо?
- Как стать этичным и иметь сострадание
- Выводы
- Домашнее задание.
- Личное стратегирование
- Жизнь человека как система
- Потребности и требования системы «Деятель»
- Мечта и цель
- Счастье и успех
- Архитектура деятеля
- Интересный, счастливый и успешный человек
- Стадии жизненного цикла системы «Деятель»
- Проект саморазвития
- Программа усиления интеллекта
- Выводы
- Домашнее задание.