- Кто такой нарративный дизайнер?
 - Что делают нарративные дизайнеры и чем занимаются?
 - Что должен знать и уметь нарративный дизайнер?
 - Востребованность и зарплаты нарративных дизайнеров
 - Как стать нарративным дизайнером и где учиться?
 - 10+ лучших курсов для обучения нарративного дизайнера: подробный обзор
 - 1 место. Курс «Профессия Нарративный дизайнер» — Skillbox
 - 2 место. Курс «Сценаристика видеоигр и нарративный дизайн» — Нарраторика
 - 3 место.Курс «Основы нарративного дизайна в играх» — НИУ ВШЭ
 - Курс «Основы нарративного дизайна » — IT HUB Group
 - Курс «Нарративный дизайн» — XYZ School
 - Курс «Нарративный дизайн» — DevGAMM
 
Кто такой нарративный дизайнер?
Нарративный дизайнер — это специалист, отвечающий за историю и повествование в разработке компьютерных игр. В его задачи входит не только создание истории игры, но и ее изложение при помощи игровых механик, а также дизайн тех механик, которые имеют прямое отношение к повествованию (что отличает нарративного дизайнера от игрового сценариста, который занимается исключительно самой историей).
Что делают нарративные дизайнеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
- Придумывать и прорабатывать увлекательные сюжеты для игровых приключений;
 - Писать динамичные и живые диалоги персонажей;
 - Придумывать названия и описания для сущностей, которые поддержат историю и помогут игроку погрузиться в мир игры.
 - Придумывать игровой мир и составлять его описание: сюжет, персонажи, локации.
 - Определять ключевые повороты сюжета.
 - Подбирать референсы для художников.
 - Подготовка сценариев, написание диалогов, составление художественных описаний и других текстов, необходимых в игре.
 - Составление различной документации, в том числе – технических заданий (ТЗ).
 - Взаимодействие с командой.
 
Что должен знать и уметь нарративный дизайнер?
Требования к нарративным дизайнерам:
- Создавать узлы игрового дизайна
 - Разрабатывать сюжеты для игр
 - Придумывать персонажей
 - Придумывать тексты для игр
 - Использовать инструменты нарративного дизайна
 - Разбираться в игровой разработке
 
Востребованность и зарплаты нарративных дизайнеров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 58 вакансий, с каждым месяцем спрос на нарративных дизайнеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой нарративного дизайнера по всей России:
- от 125 000 руб. – 2
 - от 255 000 руб. – 1
 
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 125 000 руб. – 2
 - от 255 000 руб. – 1
 
Как стать нарративным дизайнером и где учиться?
Варианты обучения для нарративного дизайнера с нуля:
- Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
 - Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.
 
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения нарративного дизайнера: подробный обзор
- Программа из 3 курсов
 - Обучение на практике
 - Закрытые вебинары для студентов
 - Доступ к курсу навсегда
 
Нарративный дизайнер не просто придумывает истории — он создаёт целые вселенные со своими героями и правилами. Он разбирается в сценарном мастерстве и знает, как грамотно донести свои идеи до аудитории.
Кому подойдёт этот курс
- Новичкам
Изучите геймдизайн, научитесь писать сценарии для игр и развивать сюжет с помощью визуала и геймплея. Станете редким специалистом и сможете попасть в геймдев. - Сценаристам и редакторам
Узнаете, чем отличаются сценарии игр и кино. Освоите инструменты нарративного дизайна и научитесь писать сюжетные прототипы. Поймёте, как применить свои навыки в игровой индустрии. - Специалистам в геймдеве
Узнаете, как разрабатывать идеи для игр, придумывать интересный геймплей и неожиданные повороты сюжета. Прокачаете навыки и сможете создавать собственные проекты. 
Чему вы научитесь
- Создавать узлы игрового дизайна
Научитесь прорабатывать тему и проблему игры. Узнаете, как использовать стереотипы и архетипы для создания мира и персонажей. - Разрабатывать сюжеты для игр
Сможете определять игровой сеттинг, придумывать конфликты и писать сюжетные прототипы. - Придумывать персонажей
Узнаете, как создавать убедительных персонажей, прописывать мотивацию и арку трансформации героя. - Придумывать тексты для игр
Изучите типы игрового сторителлинга. Научитесь писать диалоги, тексты для квестов и катсцен. - Использовать инструменты нарративного дизайна
Узнаете, как создавать атмосферу и рассказывать истории с помощью геймплея и визуала. - Разбираться в игровой разработке
Освоите геймдизайн, изучите этапы и процессы разработки. Узнаете, как создаются и выпускаются игры. 
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
29 модулей, 117 уроков
Геймдизайн
- Введение в геймдизайн.
 - Узлы игрового дизайна.
 - Определяем сеттинг.
 - Прописываем героя.
 - Описываем возможные действия героя и окружения.
 - Обозначаем пространство и неигровых персонажей.
 - Даём игроку выбор.
 - Определяем цели игры.
 - Вводим правила и обучаем игрока.
 - Бонусная лекция: практика геймдизайнера.
 - Переход от теории к практике.
 - Этапы и процессы игровой разработки. Описываем игру и архитектуру проекта.
 - Этапы и процессы игровой разработки. Выбираем движок и дизайн.
 - Этапы и процессы игровой разработки. Прототипируем и тестируем.
 - Издание игры. Анализ рынка.
 - Издание игры. Релиз.
 
Сценарист видеоигр
- Развитие игрового сторителлинга.
 - Отличия композиции игр от кино и литературы.
 - Конфликт.
 - Персонажи.
 - Внутриигровые тексты.
 - Сценарный документ и прототипирование.
 
Нарративный дизайн
- Профессия «Нарративный дизайнер».
 - Инструменты нарративного дизайна.
 - Основные понятия нарративного дизайна.
 - Практики нарративного дизайна.
 - Трудоустройство.
 - Работа нарративного дизайнера по жанрам.
 - Творчество популярных нарративных дизайнеров.
 
С чего начать:
- Матчасть
 
Список учебных материалов — книг, блогов, youtube-каналов, статей — по сценаристике компьютерных игр и нарративному дизайну.
- Зачем мы рассказываем истории
 
Нейрофизиология сторителлинга
- Кто такой нарративный дизайнер?
 
Перевод статьи «What is a Narrative Designer?» Эдвина МакРея, Lead Narrative Designer в Grinding Gear Games, игры Path of Exile и многих других.
Для кого этот курс:
- Для всех, кто хочет работать в игровой индустрии вне зависимости от текущего рода деятельности
 - Для сотрудников игровых студий, повышающих свою квалификацию и желающих карьерного роста
 - Для желающих делать собственные игры и инди-разработчиков
 - Для писателей, желающих начать зарабатывать в сфере видеоигр
 
Структура курса
Курс подготовлен в формате предзаписанных видео. На его прохождение потребуется порядка 16 часов. По окончанию курса у вас сформируется более чёткое понимание того, как разработать нарративный дизайн ваших игр.
Курс состоит из девяти основных модулей.
- Основы геймдизайна механик и циклов
Вы ознакомитесь с базовой терминологей геймдизайна, узнаете, что такое кор-геймплей и игровые циклы, поймёте системы наград и локов, виды связей между механиками, а также изучите несколько подходов к генерации креативных идей. - Основы создания игровых сценариев
Вы узнаете о специфике сценаристики в игровой индустрии и какие итерации проходит игровой сценарий. Вы поймёте из каких блоков состоит работа игрового писателя, что такое лор и какие существуют способы подачи игрового сюжета. - Как игры рассказывают истории
Вы узнаете, что такое игровая история, какие существуют виды игровых историй и какие функции они выполняют. - Нарративный дизайн
Вы узнаете, что такое нарратив в теории и на практике. Поймёте, что такое нарративные механики и изучите принципы нарративного дизайна. - Профессия нарративный дизайнер
Вы узнаете, кто такой нарративный дизайнер, какими навыками он должен обладать и какую роль он играет в разработке игр. - Инструменты нарративного дизайнера
Вы узнаете о функциях сеттинга, темы, героя и конфликта в нарративе игры и поймёте как с ними работать. Вы узнаете, как формируется путь героя, а также ознакомитесь с best-practices в работе над игровыми текстами. - Нарратив как система
Вы узнаете о фреймворках и полезных моделях нарративного дизайна. - Алгоритмы работы нарративного дизайнера
Вы узнаете, какая документация используется в нарративном дизайне. Поймёте, как работать над квестами, сюжетом, персонажами, лором и окружением. - Практические кейсы нарративного дизайнера
В данном блоке мы разберём работу нарративного дизайнера на практических кейсах трёх игр разных жанров для разных платформ. 
По итогам курса
ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ
- что такое игровая сценаристика и нарративный дизайн;
 - приёмы, используемые при создании сценариев;
 - основы геймдизайна и нарративные механики;
 - психологию игрока и психотипы в нарративе;
 - лудо-нарративный диссонанс;
 - что такое игровые циклы, кор-геймплей и метагейм;
 - логику написания и типы сценарных документов в играх;
 - различия в сценариях и литературный подход в играх.
 
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
- деконструировать игры на механики и циклы;
 - делать из любой игровой механики нарративную;
 - писать простые игровые сценарии;
 - собирать игру из фичей и связей;
 - имплементировать нарратив в игры;
 - отличать грамотно написанные сценарии от документов, не подходящих для проектирования и реализации нарратива в игре.
 
ВЫ ОСВОИТЕ
- базовые навыки сценаристики в играх;
 - базовые навыки нарративного и игрового дизайна;
 - навыки разработки геймдизайна и игрового процесса в нарративных играх и играх с сюжетом и повествованием;
 - навыки анализа игрового продукта на предмет реализации концепции игрового нарратива;
 - современный инструментарий нарративного дизайнера;
 - программное обеспечение для создания нелинейности в играх;
 - навыки взаимодействия с командой с позиции нарративного дизайнера, писателя и сценариста игрового проекта;
 - базовые навыки создания сюжета в игре.
 
Нарративный дизайн — это искусство пользоваться специфическими инструментами именно видеоигр для рассказа истории.
- Сценаристика — про то, ЧТО.
 - Нарративный дизайн — про то, КАК.
 
На курсе мы будем учиться рассказывать истории ИГРОЙ.
Программа
1 тема — Интерактивность
- Как ключевая особенность нарратива в играх.
 - Ложный интерактив как выразительное средство.
 - Какие правила игры меняются в сторителлинге с появлением интерактивности? Какие остаются?
 
2 тема — Агентивность
- Степень влияния игрока на события игры. Геймплейная агентивность и сюжетная агентивность.
 - Между Сциллой «зрителя/читателя» и Харибдой «технических ограничений».
 
3 тема — Когерентность
- Соответствие истории и геймплея.
 - Мануальная когерентность и ментальная когерентность.
 - Как подружить геймплей и сюжет.
 
4 тема — Лудонарративный диссонанс
- Причины, мифы, приемы устранения. А также геймизмы и прочие «ломатели погружения».
 - Ошибки в нарративном дизайне и как с ними работать.
 
5 тема — Темпоритм
- Динамика рассказа истории. Связь динамики истории и динамики геймплея.
 - Когда, как и какими порциями выдавать историю игроку.
 
6 тема — Нарративные механики
- Уникальный язык видеоигр.
 - Как механики рассказывают истории и как этим пользоваться нарративщику в своей работе?
 
ЧТО ТАКОЕ НАРРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН?
Это направление геймдева, которое отвечает за игровой сюжет и обоснование геймплейных систем и механик. Нарративный дизайнер придумывает то, ради чего играют в игры, — захватывающие истории, интересные диалоги и целые миры.
ПРОГРАММА КУРСА
5 блоков, 5 часов
Блок 1 — Что такое квест
-  Понятия «игра» и «квест»
Разберемся, чем квест отличается от игры, и какие игры нельзя назвать квестами. -  3 акта из драматургии
Узнаем, чем знание драматургии полезно в написании квестов, разберём трехактную структуру квеста и отдельно остановимся на получении награды. -  Виды квестов
Обсудим основные виды квестов, среди них — убийство, доставка, сопровождение и сбор предметов. -  Техническая часть
Проговорим, что такое квест-системы и диалоговые системы. Остановимся на законах, правилах и механиках квеста. 
Блок 2 — Что такое INSOMNIA: The Ark
- Сюжет и особенности квеста в INSOMNIA: The Ark
Рассмотрим квест-логи и диалог в articy:draft, диалоговое меню и сам квест. 
Блок 3 — Квест-лог и кондишны
-  Проблемы квеста в INSOMNIA: The Ark
Разберемся, почему квест в INSOMNIA: The Ark плох и когда нужна вариативность. -  Кто делает квесты и как
Обсудим роль сценариста-писателя и нарративного дизайнера и как их приходится совмещать. -  Синопсис и юзер стори
Рассмотрим на реальном примере, что такое синопсис и юзер стори. -  Синтаксис для кондишна
Поговорим о кондишнах, рассмотрим шаги квеста в квест-логе и юзер стори с кондишнами. 
Блок 4 — Диалог и награда
- Синтаксис для награды
 
Разберемся в логике синтаксиса для награды и прочих предметов.
Бонусный блок
Обзоры квестов:
Рассмотрим Ultima, Planescape Torment, Arcanum, Morrowind, Vampire Bloodlines, Dragon Age Origins, Fallout New Vegas, The Witcher и Disco Elysium.
Нарративный дизайн – бурно развивающаяся область. Количество вакансий растет, потребность студий в профессионалах увеличивается. А толкового образования все еще нет. Как освоить нарративный дизайн самому, без регистрации, смс, шейдеров и рекламы? Опыт 4 лет преподавания нарративного дизайна в онлайн-школе «Нарраторика» дает обширный материал советов, лайфхаков и практических рекомендаций. В особенности по тому, что НЕ надо делать. Рассказывает CEO «Нарраторики» Мария Кочакова.
Содержание:
- 0:00 – Интро
 - 3:20 – Что такое нарративный дизайн
 - 16:01 – Как учиться нарративному дизайну
 - 23:09 – Как нарративный дизайнер играет в игры
 - 34:13 – Учебники, курсы, джемы
 - 39:47 – Онлайн-обучение: рекомендации
 - 52:01 – О «Нарраторике»
 - 1:03:40 – Сессия вопросов и ответов.
 

                                    




