- Кто такой QA Lead?
- Что делают QA Lead и чем занимаются?
- Что должен знать и уметь QA Lead?
- Востребованность и зарплаты QA Lead
- Как стать QA Lead и где учиться?
- 3 лучших курса для обучения QA Lead: подробный обзор
- 1 место. Курс «QA Lead» — OTUS
- 2 место. Курс «Руководитель команды тестирования (QA — Lead)» — Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им.Н.Э.Баумана
- 3 место.Курс «Школа тест-менеджеров v. 2.0» — Software-Testing
Кто такой QA Lead?
QA Lead (QA Head, руководитель команды тестировщиков) — это специалист, который определяет стратегии тестирования для обеспечения соответствия выпускаемого продукта стандартам отрасли и компании. QA-руководители создают планы тестирования, включая отдельные этапы тестирования, и обеспечивают соблюдение командой сроков, установленных в этих планах.
Что делают QA Lead и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
- Оптимизация процессов контроля качества в компании на всех стадиях SDLC
- Организация работы распределенного отдела тестирования
- Разработка системы профессионального развития, карьерного роста и материального стимулирования сотрудников отдела тестирования
- Разработка и поддержка тестовой документации в актуальном состоянии
- Оперативное руководство отделом тестирования
Что должен знать и уметь QA Lead?
Требования к QA Lead:
- Опыт использования Atlassian JIRA для оптимизации процессов контроля качества в компании
- Опыт ведения и развития базы знаний (ex. Atlassian Confluence)
- Знание английского языка на уровне чтения технической документации
Востребованность и зарплаты QA Lead
На сайте поиска работы в данный момент открыто 155 вакансий, с каждым месяцем спрос на QA Lead растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой QA Lead по всей России:
- от 90 000 руб. 49
- от 145 000 руб. 43
- от 200 000 руб. 17
- от 255 000 руб. 9
- от 310 000 руб. 5
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 205 000 руб. 8
- от 280 000 руб. 7
- от 355 000 руб. 3
- от 435 000 руб. 2
- от 510 000 руб. 1
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
от 125 000 руб. 3
Как стать QA Lead и где учиться?
Варианты обучения для QA Lead:
- Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
- Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.
Ниже сделали обзор 3 лучших онлайн-курсов.
3 лучших курса для обучения QA Lead: подробный обзор
Вы изучите все аспекты управленческой деятельности в контексте руководства командой тестировщиков и прокачаете Hard и Soft Skills. Курс позволит глубже осознать все аспекты процесса тестирования: стратегически и финансово планировать тесты, обосновывать целесообразность и внедрять практики тестирования, грамотно распределять задачи в командах.
Для кого этот курс:
- Для тех, кто хочет стать QA лидом, Тест-менеджером, руководителем тестирования и у кого полностью отсутствуют управленческие навыки.
- Для текущих управленцев, курс поможет систематизировать имеющиеся знания и предоставит новые знания.
- Для middle, senior разработчиков и системных аналитиков, курс поможет сменить профиль деятельности.
Во время обучения вы:
- Получите и систематизируете знания о руководстве над процессом тестирования
- Сможете сформировать команду «с нуля»: нанимать новых сотрудников, дизайнить эффективные команды, оценивать эффективность команды
- Разовьете компетенции сотрудников, выстроите процессы наставничества, менторства и онбординга
- Научитесь выстраивать отношения с сотрудниками, стейкхолдерами и бизнес-заказчиками
- Выстроите процесс тестирования: оцените трудозатраты и планирование, ROI автоматизации, инфраструктуры тестирования и т.д.
- Научитесь строить процесс в зависимости от используемого подхода к разработке: проектный подход, agile(scrum, kanban)
- Создадите систему по сбору метрик качества продукта и построите процесс баг-менеджмента на своем проекте
- Непрерывно эмпирически улучшите процесс, оценивая качественно и количественно эффективность тех или иных изменений.
Программа обучения
Модуль 1. Ответственности и обязанности QA лида
- Тема 1. QA Lead — зачем нужна эта роль?
- Тема 2. Навыки и роли QA Lead
Модуль 2. Формирование команды
- Тема 3. Дизайн команды
- Тема 4. Проведение собеседований
- Тема 5. Адаптация нового сотрудника
Модуль 3. Развитие компетенций сотрудников
- Тема 6. Процесс развития сотрудника
- Тема 7. Целеполагание: ИПР
- Тема 8. Целеполагание: OKR
- Тема 9. Обучение сотрудников
Модуль 4. Оценка эффективности сотрудника
- Тема 10. Работа с обратной связью
- Тема 11. Perfomance review
- Тема 12. Матрица компетенций
Модуль 5. Работа с мотивацией сотрудников
- Тема 13. Эмоциональное состояние команды
- Тема 14. Нематериальная мотивация
- Тема 15. Стабильность команды и взаимозаменяемость людей
Модуль 6. Понимание продукта и системы
- Тема 16. Бизнесовая составляющая продукта
- Тема 17. Техническая составляющая продукта
- Тема 18. Определение критериев качества
Модуль 7. Тестовое покрытие
- Тема 19. Методы тестирования требований
- Тема 20. Способы построения тестовой модели
- Тема 21. Оценка эффективности тестовой стратегии с помощью тестового покрытия
Модуль 8. Организация процессов и коммуникации
- Тема 22. Команды в процессе разработки
- Тема 23. Процессные методологии и тестирование в них
- Тема 24. Организация прозрачного и понятного процесса работы
- Тема 25. Коммуникации
- Тема 26. Фасилитация для построения продуктивных коммуникаций
Модуль 9. Автоматизация и работа с инфраструктурой
- Тема 27. Формирование стратегии тестирования
- Тема 28. Цели автоматизации тестирования
- Тема 29. ROI автоматизации
- Тема 30. Организация тестирования при различных методологиях разработки
- Тема 31. Управление инфраструктурой для тестирования
Модуль 10. Планирование и метрики
- Тема 32. Оценка трудозатрат и планирование тестирования
- Тема 33. Метрики
- Тема 34. Жизненный цикл бага
- Тема 35. Анализ метрик с багами
- Тема 36. Оптимизация тестовой модели
Модуль 11. Проектная работа
- Тема 37. Консультация по проектам и домашним заданиям
- Тема 38. Подведение итогов курса
Выпускной проект:
В итоговой проектной работе вы должны будете разработать стратегию тестирования на продукт/систему, в тестировании которой задействовано более 3-х команд.
- Описать процесс тестирования на продукт/систему с учетом архитектуры и имеющихся компетенций в командах.
- Подготовить планы развития по сотрудникам для достижения целей стратегии
- Рассчитать финансовую модель по необходимым изменениям (какое business value, какие инвестиции нужны будут)
- Сформулировать стратегию через OKR
- Подготовить 2 презентации:
— для руководителей и стейкхолдеров
— для своих сотрудников
После обучения вы:
- Получите сертификат об окончании курса;
- Будете уметь эффективно управлять командой тестировщиков;
- Повысите свой профессиональный уровень в качестве QA Leader;
- Сможете сформировать стратегию тестирования;
- Сформируете команду, сможете ее мотивировать, оценить эффективность и точки роста;
- получите приглашение пройти собеседование в компаниях-партнерах OTUS (в случае успешного обучения).
На программе вы изучите тестирование ПО от азов до продвинутых методов тестирования и получите необходимые знания по управлению командой проекта.
В программу включены курсы:
- Руководитель структурного подразделения
- Управление командой проекта. Роль и компетенции руководителя проекта
- Тестирование ПО. Уровень 1. Тестировщик программного обеспечения
- Тестирование ПО. Уровень 2. Тест-дизайн.
- Тестирование ПО. Уровень 2. Управление командой тестировщиков.
- Тестирование мобильных приложений
- Автоматизированное тестирование веб-приложений с использованием Selenium
- Эффективные переговоры.
Каждый проект уникален и у каждой команды свои задачи, цели и запросы. Однако всех объединяет желание работать в успешной команде и с инструментами, которые экономят время и позволяют QA-специалистам тестировать качественнее и быстрее.
При прохождении программы вы овладеете компетенциями руководителя и всем необходимым инструментарием, узнаете, как управлять командой проекта: контролировать и мотивировать участников, разрешать конфликты, научитесь тестировать программные продукты, получите практические навыки по работе с инструментами: Charles Proxy, Postman, Android Studio, ADB, Сервисом Browserstack, DevTools и др., узнаете современные подходы к проектированию тестов, рассмотрите техники функционального тестирования.
Программа предназначена для:
- QA лидов, Тест-менеджеров
- Руководитель службы (проектов) тестирования
- Руководитель команды тестовых инженеров
- QA Manager/Руководитель отдела (команды) тестирования
- Для текущих управленцев, для систематизации имеющиеся знаний и получения новых.
- Тест-дизайнер
- Ведущий тестировщик
- Старший инженер-тестировщик
- Для middle, senior разработчиков и системных аналитиков — для развития компетенций.
Этот курс создан для ведущих тестировщиков и руководителей тест-команд. Если вы отвечаете за организацию тестирования на проекте, то этот курс – именно то, что поможет вам достичь максимального результата.
Программа курса:
- Введение, цели курса и цели тестирования
- Знакомство с курсом, тренером и группой
- Цели тестирования: какие бывают?
- Как выявить потребности вашего проекта от тестирования?
- TaaS: Testing as a Service
- Процесс тестирования
- Что такое процесс тестирования?
- Как адаптировать тестирование под модели разработки на проекте?
- Муда, Мури и остальные М: что мы делаем лишнего в своей работе?
- Поиск «узких горлышек» в тестировании, использование инструментов ТОС
- Варианты реализации гибкого и формального тестирования
- Планирование тестирования
- Разработка и согласование тестовой стратегии
- Разработка формальных тест-планов (RUP, IEEE, ГОСТ)
- Инструменты управления планами
- Оценка трудозатрат на тестирование
- Подходы к оценке трудозатрат (Estimations)
- Сбор статистики для повышения точности оценок
- KPI в оценке трудозатрат
- Управление задачами и ошибками
- Ведение задач на проекте
- Разработка оптимального workflow для дефектов
- Формат ведения дефектов
- Сбор статистики пользовательских обращений
- Управление тестами на проекте
- Исследовательское, Скриптовое и Сессионное тестирование
- Введение в тест-анализ и основные техники
- Инструменты для документирования тестов: как выбрать?
- Формат документирования тестов: как выбрать?
- Комбинирование различных подходов
- Знакомство с клиентом
- Какова целевая аудитория вашего продукта?
- Какая статистика использования ПО?
- Как потребности клиентов и пользователей влияют на приоритеты в тестировании?
- Организация юзабилити-тестирования и бета-кампаний
- Оценка качества продукта
- Что такое качество, и кто судья?
- Как определить готовность ПО к релизу?
- Метрики и KPI на релиз, итерацию, новые задачи в продукте
- Согласование внутренних критериев приёмки
- Вовлечение всей команды разработки в понятие качества
- Организация автоматизированного тестирования
- Цели автоматизации тестирования
- Организация команды автоматизации
- Отбор тестов в автоматизированное тестирование
- Инструменты автоматизированного тестирования
- Фреймворки автоматизированного тестирования
- Интерфейсы для автоматизации
- Средства разработки и управления автотестами
- Инфраструктура автотестирования: отчётность, автозапуск, тестовые среды.
- Создание команды тестировщиков
- Как понять, какие сотрудники вам нужны? Создание профиля
- Поиск тестировщиков и разработка тестов для отбора кандидатов
- Оценка квалификации команды, матрица компетенций
- Увольнение
- Организация командной работы в тестировании
- Распределение ролей между сотрудниками
- Передача знаний в команде
- Постановка и делегирование задач
- Контроль выполнения работ
- Мотивация тестировщиков
- Вечный компромисс между рабочим и личным
- Создание среды комфорта на работе
- Вечный интерес и ответственность за свою работу
- Обратная связь руководителя
- Корпоративная культура
- Оценка эффективности тестирования
- Что мы сделали хорошо, а что надо улучшать?
- Поиск оптимальных зон развития
- Метрики для оценки тестирования на проекте
- План внедрения
- Интеграция всех рассмотренных техник
- Алгоритм по внедрению в зависимости от особенностей вашего проекта
- Мотивашечки для закрепления полученных навыков
- Подведение итогов
- Сюрприз и выпускной.